Сделка по продаже 20% акций "АрмРосгазпром" "Газпрому" выгодно отличалась от инициируемой вторым президентом Армении Робертом Кочаряном сделки имущество вместо долга (в счет погашения госдолга Армении в $100 млн России был передан ряд предприятий). Об этом заявил министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян в интервью Tert.am, комментируя критику Кочаряна последних энергетических соглашений Армении и России.
По его словам, отличие в том, что половину накопившегося долга на себя взяла Россия, а так же тем, что прогнозируемость в течение длительного времени тарифа на газ является серьезным достижением для стимулирования инвестиций в экономику.
Министр также коснулся истории изменения долей в "АрмРосгазпром" в годы президентства Роберта Кочаряна. "В 2006 году 5-ый энергоблок Раздана был продан "Газпром"-у за $250 млн. "Газпром" реконструировал и модернизировал 5-й энергоблок Раздана за $140 млн, а также был построен газопровод Иран-Армения за $160 млн. В результате получилось, что общий объем инвестиций "Газпром"-а составил около $550 млн, причем полученные от продажи 5-го энергоблока Раздана $250 млн были полностью направлены на субсидирование газа потребителей Армении в период с апреля 2006 по апрель 2008 гг. (на компенсацию разницы между ценой на газ на границе Армении в $110 и ценой в $54). То есть получилось, что реальные денежные потоки в Армению не поступали и 5-й энергоблок Раздана полностью был направлен на субсидирование, что, по сути, является своеобразным вариантом сделки "имущество вместо долга". Вместе с тем, хочу напомнить экс-президенту о том, что еще в 2006г. "Газпром" уже приобрел акции другой российской компании "Итера" (10%), и в результате всего этого соотношение акций стало следующим - "Газпром" (80%) и Республика Армения (20%). Абсолютное большинство в совете директоров компании составил "Газпром", и подобная ситуация не давала армянской стороне возможность влиять на решения, принимаемые "Газпром"-ом, что, по сути, помещается в рамки логики бизнеса", - отмечает Мовсисян, который занимал ту же должность и при Роберте Кочаряне.
Министр также обратился к вопросу исключительных монопольных прав компании "АрмРосгазпром" до 2043 года, которые предусмотрены соглашением. По словам Мовсисяна, "АрмРосгазпром" имеет исключительное право лишь в случае импорта газа из Российской Федерации, что он считает логичным, поскольку исключительное право на экспорт российского газа имеет лишь "Газпром", в связи с чем никакой исключительности права ЗАО "АрмРосгазпром" не было предоставлено.
Что касается срока действия соглашения до 2043 года, то, по словам главного энергетика Армении, это соответствует тому сроку, в течение которого "Газпром" должен суметь вернуть свои вложения, которые касаются приобретения и реабилитации 5-ого энергоблока, строительства газопровода Иран-Армения, расширения внутренней сети по распределению газа. "Следует отметить, что такой подход "Газпром" в настоящее время применяет в переговорах со всеми партнерами, что обусловлено изменениями как на международном энергетическом рынке, так и условий газоснабжения со стороны России. В этой области также необходимо принимать во внимание изменения политики. Я также хочу напомнить г-ну Кочаряну, что согласно закону РА "Об энергетике" и другим нормативно-правовым актам, правила игры в сфере установлены так, что деятельность "АрмРосгазпрома" не может быть вне этих канонов и не может противоречить интересам нашего государства. Ярким примером этому служит 100% приватизация государственной доли распределительных сетей, которая была проведена в 2002 году, и до сегодняшнего дня никаких проблем не возникало. Поэтому продажа 20% акций "АрмРосгазпром" или сохранение в качестве собственности РА не может иметь какое-либо воздействие в деле управления компании", - отметил министр.
Напомним, что на днях второй президент Армении Роберт Кочарян заявил, что, заключая соглашение о купле-продаже 20% акций правительства Армении в ЗАО "АрмРосгазпром" российскому "Газпрому", правительство Армении превратилось в наблюдателя не только в совете директоров "АрмРосгазпрома", но и в газовой сфере страны вообще. Все вопросы, связанные с газовым соглашением, Кочарян поделил на 3 части: сокрытие реальной цены на газ, повлекшее накопление $300 млн долга, сама продажа 20% армянской доли в "АрмРосгазпроме", эксклюзивные условия деятельности монополии до 2043 г., закрепленные в соглашении.
Принятые в прошедшем декабре соглашения предусматривают, что поставляемый газ в Армению будет привязан к российским внутренним ценам, и до 2018 года стоимость голубого топлива не изменится ($189 - внутренняя российская цена плюс расходы на доставку до границы с Арменией). Правительство Армении передало свою долю в компании "АрмРосгазпром" (20%) "Газпрому в счет погашения долга, накопленного с апреля 2010 года, на сумму $300 млн. Именно с этого момента российская сторона начала повышать цену на поставляемый в Армению газ (сначала цена повысилась до $240, затем - до $270), и правительство Армении настаивало на том, чтобы для конечного потребителя топливо не подорожало до окончания переговоров. Таким образом, за эти 2,5 года образовалась 300-миллионный долг. Он был разделена пополам, и свою часть (порядка $155 млн) Армения покрыла передачей 20% доли правительства в "АрмРосгазпром".
|